Рассмотрим несколько репрезентативных в том или ином отношении дел.
Одно из них, хотя и рассматривалось тройкой при УНКВД Свердловской
области, было завершено до появления приказа № 00447 и попало под его
действие «задним числом». Это дело — прекрасный пример «активизации
деятельности церковников» и того, что за ней обычно следовало, т. е.
ликвидации небольшой локальной и, как выяснилось, выдуманной
контрреволюционной группы. Точнее было бы выразиться так: группа-то была
реальной, а вот контрреволюционной ее сделало следствие. Однако, как бы
там ни было, дело о «черной свадьбе» писано почти с натуры, и эта натура
подчас намного увлекательнее всех фантазий оперуполномоченных НКВД.
Второе — дело о бродячем попе. Оно сплошь состоит из вранья, причем, как
сказано у классика, «интереснее всего в этом вранье то, что оно — вранье
от первого до последнего слова». Зато рассмотрение этого дела позволяет
в деталях ознакомиться с процедурой фабрикации «повстанческих ячеек» в
Коми-Пермяцком автономном округе. Дело о бродячем попе можно считать
эталонным для репрессий, производимых в среде духовенства согласно
приказу № 00447: в своей безукоризненной «технологичности» и абсолютной
оторванности от каких бы то ни было реальных оснований, оно ясно
демонстрирует специфическую внутреннюю рациональность процесса.
Дело о «черной свадьбе»
Съезжалися к церкви кареты, Там пышная свадьба была...
Действующие лица:
Кукшинов Михаил Иванович — дьякон Александровской церкви, 27 лет, регент
церковного хора. Не дурак выпить и приволокнуться за женщинами.
Тамара Механошина — воспитатель детского сада, 19 лет, кандидат (?) в
члены ВЛКСМ, участница агитбригады в поселковом клубе.
Пастухов Александр Александрович — священник, выпускник Казанской
духовной академии, 53 года.
Колмогоров Яков Степанович — священник Александровской церкви, 55 лет,
собутыльник Кукшинова.
Лыхина Мария Александровна — председатель церковного совета, 63 года,
сестра Пастухова, властная и энергичная дама. Активная церковница.
Механошина Анна Матвеевна — 66 лет, церковная староста и казначей
Александровской церкви.
А также: поселковые сплетницы, баянист с гармошкой, прихожане и
прихожанки, оперуполномоченные НКВД, помощник областного прокурора,
тройка при УНКВД Свердловской области.
Прологом к этой истории служит небольшая публикация, появившаяся И
марта 1937 г. в кизеловской районной газете с боевым названием
«Уральская кочегарка». В заметке, относящейся к классическому жанру
советского политического доноса, стилизованного под вопрос «Куда смотрит
общественность?», некто К. Ерохин выражал крайнюю обеспокоенность
активностью церковников в поселке Александровск. Особенно его тревожило
то, что хищные ручонки «черного воинства» протянулись к самому дорогому:
«А кому доверено воспитание детей? Мать А. И. Механошиной состоит в хоре
церковных певчих, сестра ее замужем за дьяконом, отец активный
церковник, а сама она верующая, и ей вверен детский садик»^1 .
^1 См.: «Черное воинство». Александровские церковники за работой» //
Уральская кочегарка. 11 марта 1937 г. // ГОПАПО. Ф. 641/1. On. 1. Д
16996 Л. 139.
Удар был либо интуитивно точен, либо нанесен с хорошим расчетом, т. к.
К. Ерохин явно «попал в десятку». Уже 1 апреля церковь
в Александровске была закрыта, 19 апреля допрошены первые свидетели по
делу о «черной свадьбе», а 24 апреля произведены аресты пяти фигурантов:
Кукшинова, Колмогорова, Пастухова, Лыхиной и Механошиной^1 . Но
корреспондент «Уральской кочегарки» все-таки отчасти погрешил против
истины: сестра Антонины Механошиной уже не была замужем за дьяконом. 3
марта 1937 г. брак Михаила Кукшинова и Тамары Механошиной был расторгнут
поселковым советом Александровска^2 .
Таким вполне прозаическим финалом завершилась история, на протяжении
всего предыдущего года будоражившая поселок и служившая тучной почвой
для слухов и сплетен.
К сказанному, пожалуй, можно добавить то, что уже после начала первых
допросов (и как раз накануне задержания обвиняемых) в газете «Уральский
рабочий» от 22 апреля была помещена статья без подписи с красноречивым
названием «Преступление в поселке Александровском»^3 . В ней еще до
всякого суда и следствия все было названо своими именами: в поселке
Александровск, группе церковников удалось завлечь в свои сети юную
девушку-активистку, вынудить оставить общественную работу,
скомпрометировать и добиться ее согласия на брак с дьяконом местной
церкви. Не получив в нужный момент поддержки общественности, несчастная
жертва была торжественно отведена под венец при обильном стечении
народа. Данное венчание суть не что иное, как инсценировка, грандиозная
антисоветская провокация, наглая демонстрация влияния религии на
молодежь. Лексикон статьи был вполне определенным: «охвостье
кулачества», «омерзительное преступление», «только в обстановке
идиотской беспомощности руководителей, в обстановке полной
безнаказанности могла настолько зарваться преступная кучка
церковников» и т. п.
Именно этой сюжетной канвы и будет в итоге придерживаться следствие — с
незначительными вариациями. Оно велось недолго — окончено к 30 апреля,
а уже 9 мая было составлено обвинительное заключение. Дело сработано
добротно: постановление об избрании меры пресечения, ордера на обыск,
протоколы обыска, анкеты арестованных, постановления о привлечении к
следствию в качестве обвиняемых, показания обвиняемых и свидетелей,
протоколы очных ставок, свидетельства о предъявлении материалов
следствия обви-
няемым, обвинительное заключение, определение прокурора — все в наличии.
В деле полно вранья, но сквозь сплетенное следствием словесное кружево,
тем не менее, отчетливо видна правда. Ее-то мы и реконструируем, попутно
отмечая поправки, внесенные произволом оперуполномоченных НКВД в прозу
повседневной жизни поселка Александровск. А было все, скорее всего, так...
Марию Лыхину и Анну Механошину всерьез беспокоил моральный облик
дьякона Александровской церкви Михаила Кукшинова. Вел он себя совершенно
неподобающим для православного образом. Во-первых, пил не просыхая. Чего
стоила одна история с соборованием, приключившаяся на старое Рождество?
Тогда у Кукшинова чирей на шее вылез, он и собрался помирать. Позвал к
себе попа Колмогорова — причаститься перед смертью. А смерть что-то все
не шла. Ну, хватили по рюмочке, затем — по другой.... В конце концов,
оба «напились до бессознания, пили до 12 часов ночи, так что даже нарыв
у дьякона прорвался»^1 . До того доходило дело, что дьякон вместе с
собутыльником-попом появлялся в церкви, напившись до положения риз, за
что неоднократно были самой же Лыхиной и из храма изгоняемы взашей.
Как-то в сентябре 1936 г. (после очередного выпроваживания) поп
сверзился с церковной паперти в канаву, где и остался почивать — прямо с
наперстным крестом в руках^2 . Но еще хуже было то, что дьякон тешил
блудного беса с поселковыми женщинами — Осинниковой и Тиуновой, чем
окончательно дискредитировал светлый образ духовного лица^3 .
^1 Показания Лыхиной // ГОПАПО. Ф. 641/1. On. 1. Д. 16996. Л. 67.
^2 См. показания Кукшинова // ГОПАПО. Ф. 641/1. On. 1. Д. 16996. Л. 58.
^3 См. показания Лыхиной // ГОПАПО. Ф. 641/1. On. 1. Д. 16996. Л. 66 об.
^4 См. показания Федосеевой // ГОПАПО. Ф. 641/1. On. 1. Д. 16996. Л. 94.
^5 ГОПАПО. Ф. 641/1. On. 1. Д. 16996. Л. 57. 246
Где-то в начале 1936 г. терпение активисток церковного совета лопнуло.
Кукшинову предъявили ультиматум: либо ты остепенишься, женишься,
наконец, либо «они не дадут возможности ему служить в церкви, и
добьются его снятия с должности дьякона»^4 . Когда дьякон расскажет об
этом эпизоде на допросе 25 апреля 1937 г., сей факт будет
интерпретирован как предварительный сговор церковников^5 . Вначале
кандидатура суженой не была окончательно определена — мало ли невест в
округе? Но после того как одна из
них — Ангелина Анянова — дьякону отказала, планы наших кумушек
изменились. Нашли ту, которая будет сговорчивей.
Жениться было велено на дочери церковной активистки Вас-сы Спиридоновны
Механошиной — Тамаре. Тем самым надеялись убить сразу двух зайцев: по
принципу «венец все покроет» поправить реноме Кукшинова (а может, и
заставить его вести себя сообразно сану), но еще и пресечь сплетни,
ходившие о девушке по поселку. Суконным языком протокола суть этих
сплетен изложена так: судачили «об использовании ее в половом отношении
ее отцом»^1 . О таких, как Тамара, по деревням шептались: «девка
порченая»; и это было приговором окончательным, обжалованию не
подлежащим. Потом, в ходе следствия, в распространении этих слухов
обвинят, конечно, церковников. Но в деле имеется справка о заявлении,
поданном нашей героиней, в котором девушка утверждала, что обе сестры
Меха-ношины — и старшая Антонина, и сама Тамара были изнасилованы
отцом^2 . Позднее она от заявления отказалась, и делу не дали хода.
Однако складывается впечатление, что в этой семейке все-таки попахивало
инцестуозным душком.
...А он ее не любил. Точнее, он любил другую. Следы этой греховной, с
точки зрения церковной старосты и казначея, страсти явственно видны в
деле. Уже дав показания на всех, сказав все, что от него хотели
услышать, дьякон Кукшинов 9 мая вновь сам вызовется дать показания, с
единственной целью — выгородить Ее — Евдокию Осинникову. Дескать, в
контрреволюционной организации не состояла. Все мы состояли, она нет. И
антисоветской пропаганды не вела. Все мы вели, она — опять-таки нет.
Простая прихожанка^3 .
^1 ГОПАПО. Ф. 641/1. On. 1. Д. 16996. Л. 27 об.
^2 Из постановления народного следователя Кизеловского района
Свердловской области Костоусова о прекращении дела по обвинению
Механошина Ивана Гордеевича от 1 августа 1934 г.: «Гражданкой
Механошиной Тамарой Ивановной было написано и подано заявление на своего
отца, Механошина, что якобы последний пытался ее изнасиловать и, кроме
того, он, Механошин, изнасиловал свою старшую дочь — сестру Тамары
Антонину еще будучи в то время 12 лет, а в настоящее время Антонине 25
лет, о чем сама Антонина подтвердила (!), но ею о насильстве ее отцом
Механошиным раньше заявлено не было» // ГОПАПО. Ф. 641/1. On. 1. Д.
16996. Л. 143.
^3 ГОПАПО. Ф. 641/1. On. 1. Д. 16996. Л. 63.
...Она тоже его не любила. Молодая девушка, почти закончила семилетку,
активистка — участвовала в клубной агитбригаде. Любила петь и танцевать.
Работала воспитательницей детского сада. И то,
и другое, скорее всего, были просто способом вырваться из дому. Зачем
ей дьякон-пропойца? Но с какого-то момента и у него и у нее просто не
оставалось выбора.
Первый шаг сделал Кукшинов. Хочешь не хочешь, а надо «женихаться». И в
январе 1936 г. дьякон зачастил в дом Механошиных, куда наши кумушки
предусмотрительно перенесли спевки церковного хора (знали бы они, что
на следствии это будет истолковано как начало реализации коварного
заговора). По поселку немедленно пошли разговоры. Как сказал поэт,
«зимою жизнь в провинции сонлива, как сурок», а тут такая пикантная
ситуация. И вот уже поселковые сплетницы вовсю смакуют факт «интимной
связи» Тамары и Кукшинова. Разговоры, косые взгляды, ухмылки
преследовали ее повсюду. Как показала девушка на допросе 19 апреля 1937
г., «когда мне приходилось бывать даже и в магазине, то все начали
называть меня дьяконицей»^1 . Подливал масла в огонь и поп Колмогоров, в
присутствии посторонних лиц тоже ласково называя Тому «дьяконицей», чем
«давал повод к укреплению связи между ними и прельщал Механошину»^2 .
Между тем интрига заворачивалась все круче. Когда слухи о связи
Кукшинова и Тамары дошли до сожительницы дьякона Осинни-ковой, та из
ревности взяла да и написала заявление заведующей детсадом Загайновой, в
котором обвинила соперницу... в связи с дьяконом!^3 Из детсада Тамару
немедленно уволили. Но этот демарш лишь поспособствовал реализации
матримониальных планов Кукшинова. Тамара оказалась без работы, денег на
жизнь не было, а дьякон тут как тут — ты, мол, из-за меня пострадала,
как честный человек предлагаю тебе руку и сердце. Вначале Тамара ему
отказала, и тогда за нее принялись Лыхина с Механошиной. Ходили,
расхваливали дьякона, воздействовали через религиозную мать, и, наконец,
в марте добились своего. Сговор состоялся честь по чести: «пили чай,
приносили им вина 1/2 литра, по свадебному обычаю, дома были все, в том
числе и дьякон Кукшинов»^4 .
^1 ГОПАПО. Ф. 641/1. On. 1. Д. 16996. Л. 85.
^2 ГОПАПО. Ф. 641/1. On. 1. Д. 16996. Л. 27 об.
^3 ГОПАПО. Ф. 641/1. On. 1. Д. 16996. Л. 85 об.
^4 ГОПАПО. Показания Лыхиной. Ф. 641/1. On. 1. Д. 16996. Л. 66. 248
Вскоре после этого Тамара перестала ходить в клуб, забросила
агитбригаду, стала чаще бывать в церкви. Нашим кумушкам это льстило и
провоцировало их на необдуманные демонстративные действия. 11 апреля
1936 г., на Святую Пасху, когда церковь была забита народом, они
заставили будущую дьяконицу публично исповедоваться и
причаститься у священника Колмогорова, что, по мнению попа Пастухова
(которого в данном случае можно считать экспертом), противоречило
церковной практике[1] <1>. На следствии в этот эпизод буквально
вцепятся — как же, контрреволюционная группа церковников в действии:
заставили активистку-общественницу принародно отречься от комсомола,
продемонстрировали влияние церкви на молодежь. Одержали, так сказать,
символическую победу, совершили первую идеологическую диверсию,
«скомпрометировав Тамару в глазах общественности».
По-видимому, успокоившись, активистки ослабили давление на Кукшинова, и
дьякон «задурил» — раздумал жениться «и месяца два не ходил к
Механошиным под влиянием порочащих слухов, которые распускала о Тамаре
сожительница дьякона Осинникова»[2] <2>. Дело растянулось до
осени — традиционного времени деревенских свадеб. По поселку пошла новая
волна слухов, и, чтобы покончить с ними, в октябре молодых повели к
венцу. Тамаре отдали принадлежащую церкви шелковую шаль «как подарок в
знак солидарности в связи с выходом взамуж за дьякона»[3] <3>,
которую, впрочем, после свадьбы забрали обратно (когда следствие будет
доказывать версию о том, что вся свадьба — не более чем инсценировка,
это «отбирание шали» станет одним из аргументов). Любопытство публики
было подогрето настолько, что соседку Кукшинова Феклу Старцеву замучили
расспросами: «Когда же? А платье у Томки какое?». Та не выдержала и
повесила на заборе возле поселковой почты самодельное объявление:
«Сегодня венчается дьякон при полном свете, при участии хора певчих.
Платье невесты из шелка по 40 р. метр»[4] <4>. Но как ни
старались потом оперуполномоченные НКВД, представить это как агитацию
контрреволюционной группы церковников не удалось.
Перед венчанием для невесты по старинному обычаю истопили баню. Когда
этот эпизод впоследствии всплыл в показаниях попа Пастухова, шаловливое
перо ведшего допрос капитана госбезопасности Костина прибавило
скабрезную подробность: мытье в бане носило, мол, унизительный для
Тамары характер, поскольку сопровождалось «подглядыванием церковников».
Но на этом эротические
фантазии капитана Костина не закончились. Для того чтобы показать
исключительно фиктивный, пропагандистский характер свадьбы, он двумя
строками ниже недрогнувшей рукой поместил следующий пассаж: «Дьякон
Кукшинов, занимавшийся онанизмом, не способен к нормальной половой
жизни, и вся эта процедура с его женитьбой была направлена на то, чтобы
дискредитировать комсомол и общественность и показать влияние
церкви»[5] <5>. Это была полная чепуха, так как к началу
следствия у Тамары живот на нос лез — она прижила от дьякона сына Юрия.
Народу в церкви в тот день, 25 октября, собралось столько, что яблоку
было некуда упасть. Пировали три дня. Гуляли широко, все упились, в том
числе и попы. «Провокация» и впрямь получилась шикарная, на свадьбе было
замечено четыре комсомольца. Из заводского клуба принесли гармошку, на
которой играл клубный баянист Полушин[6] <6>.
Тут бы и истории конец, дескать, «и я там был, мед-пиво пил»... но не
тут-то было. Жизнь у молодых не заладилась. Невестку, как водится,
невзлюбила свекровь. Тиранила, заставляла сыну в ноги кланяться. В
покаянном письме, направленном впоследствии в редакцию «Уральской
кочегарки». Тамара будет и вовсе страсти рассказывать: мать Кукшинова
неоднократно подкладывала ей в постель иголки![7] <7>^Сам дьякон
беспробудно пил, стал пропадать ночи напролет — старая любовь не
ржавеет — у Осинниковой. На почве пьянства и комплекса вины стал
чудить. Тамара рассказывала: «ревновал меня без малейшего повода,
устраивал инсценировки самоубийства. Как, например, разведет уксусную
эссенцию в мое отсутствие, а при мне льет ее в стакан и пьет, затем
инсценирует отравление. Уходил из квартиры во двор, надевал петлю на
шею, пытался заколоть себя вилкой, зарезать ножом, как например, в
первых числах января мес. 1937 г. взяв нож, хотел перерезать себе горло,
но в этот момент в квартиру зашла моя мать и пыталась у него нож
отобрать, но он ударил ее кулаком по голове и побежал топиться, а когда
я пошла за ним, то он ударил меня кулаком в спину и убежал в квартиру
моей сестры Антониды»[8] <8>.
Такая супружеская жизнь не могла продлиться долго. Но что именно
произошло в феврале 1937 г. с нашими героями, выяснить точно не удается.
Анонимный автор заметки «Преступление в посел
ке Александровск» утверждал, что коварный дьякон бросил беременную
жену. Тамара в своих показаниях, данных уже в ноябре 1959 г., скажет,
что она сама ушла от Кукшинова, уличив его в супружеской измене^1 . Как
бы то ни было, они развелись, а неделю спустя вся эта история попала в
газеты — сначала в районную, потом в областную. Скандал получился
громким, «общественность» требовала примерного наказания виновных. И
«компетентные товарищи» приступили к расследованию.
После того как временно исполняющий должность начальника 4 отделения УГБ
сержант госбезопасности Тюрин завел следственное дело № 6276, бытовая
драма стала быстро превращаться в высокую трагедию. Начало следствия
удивительно точно совпадает с рассылкой упоминавшегося ранее секретного
письма секретаря обкома Кабакова. То, что история «приобрела звучание»,
подтверждает и факт прибытия в г. Кизел помощника начальника 4 отделения
УНКВД по Свердловской области капитана госбезопасности Костина — на
«усиление».
Капитан, похоже, изначально знал, что искать. Факт демонстративной
«черной свадьбы» и наличия в ней умысла, предварительного сговора в
подтверждении не нуждался — он подтверждался приобщенными к делу
свидетельскими показаниями Тамары Механошиной и священника Пастухова от
19 апреля. Из них же можно было выудить и банальную уголовщину (вроде
принуждения к браку), и «бытовое разложение». Но о контрреволюционной
организации упоминалось только в показаниях Тамары, да и то как-то
вскользь. Между тем, в секретном письме Кабакова утверждалось, что
организации церковников есть и действуют. Первый допрос попа
Колмогорова, произведенный сержантом Тюриным 23 апреля в присутствии
прокурора г. Кизел, не привел в этом отношении ни к чему. Костин
немедленно приступил к делу, и буквально сразу же ему улыбнулась удача.
Дьякон Кукшинов оказался сговорчив и речист. На первых же допросах 24 и
25 апреля (на второй попросился сам, в деле хранится его собственноручно
написанное заявление^2 ) он сразу дал показания и о существовании в
Александровске контрреволюционной организации, и назвал ее персональный
состав (он сам, священники Колмогоров и Пастухов, церковная староста
Лыхина и церковный казначей Анна Механошина). Помимо этого, он признал,
что его женитьба изна-
чально замысливалась как провокация, часть плана по распространению
влияния церкви на молодежь. Кроме того, контрреволюционная деятельность
группы проявлялась в систематических антисоветских высказываниях. Все
члены группы регулярно пьянствовали за счет церковной кассы, а
Колмогоров еще и пионеров обижал[9] <9>.
Последовавшие за этим 26 апреля допросы производились разными людьми. С
Пастуховым работал Костин. Перед священником вопрос сразу был поставлен
ребром: признает ли он факт участия в контрреволюционной организации
церковников? Пастухов своего участия не признал, но подтвердил факт
существования таковой организации в поселке Александровск. Сообщил
подробности об антисоветской агитации: как-то раз в январе 1937 г. на
квартире Колмогорова ему довелось стать свидетелем беседы попа и
дьякона Кукшинова о событиях в Испании. Говорили они о том, что
фашистские мятежники побеждают, а газеты, мол, все врут о том, что
побеждают коммунисты[10] <10>. Этот сюжет с обсуждением испанских
событий станет поистине бродячим — его можно обнаружить почти в каждом
втором деле. А всякий бродячий сюжет принадлежит мифологии.
Второй характерный ход, столь же распространенный, — обсуждение
законодательства о выборах: «Кроме того, в апреле месяце с. г.
приезжающий в Александровск благочинный Попов мне сказал, что
религиозные общины, где имеется значительное количество верующих, и где
имеется сильный актив церковников, имеют якобы право выдвигать свои
списки кандидатов в состав Советов»[11] <11>. Вот мы, значит,
своей группой и обсуждали, как бы нам в Советы проникнуть. Скорее всего,
это тоже «сказка», придуманная следствием. Напоследок капитан Костин
сдобрил эти показания вуайеризмом и онанизмом и, судя по всему, отбыл.
Более в допросах он не участвовал.
Лыхину и Анну Механошину допрашивал помощник облпроку-рора Пруссак. Судя
по всему, он плохо ориентировался в ситуации, поскольку в протоколе
допроса именовал Кукшинова « Кувшиновым», а Колмогорова «Холмогоровым».
Старушки честно рассказали ему о сватовстве, со вкусом — о пьянстве
духовных особ, но обе решительно заявили о том, что ни о какой
контрреволюционной организации не знают и в ней не состоят.
После этого сержант Тюрин и оперуполномоченный 4 отделения Кизеловского
горотдела НКВД младший лейтенант госбезопасности Трясцин допрашивали
свидетелей: церковный актив, уборщицу Александровской церкви, соседей,
какую-то трудпоселенку, и все они единодушно подтверждали версию
следствия. После чего 29 апреля обвиняемых передопросили. Пастухов и
Кукшинов подтвердили свои признательные показания и «вспомнили» новые
детали. Колмогоров, Лыхина и Анна Механошина по-прежнему ни в чем не
признавались. 30 апреля были проведены очные ставки, но они не дали
ничего нового.
Обвинительное заключение было составлено Тюриным 9 мая 1937 г.
Арестованные обвинялись в преступлениях, предусмотренных ст. 58-10, ч.
2, и 58-11 УК РСФСР. Дело решили направить через 8-й отдел УГБ УНКВД по
Свердловской области в Спецколлегию Свердловского областного суда для
рассмотрения в судебном порядке.^1
10 мая обвиняемые ознакомились с содержанием дела.
Пропутешествовав по инстанциям более двух месяцев, 15 июля дело попало
на стол помощника областного прокурора Митрофанова, который вынес
определение о том, что следствие проведено с соблюдением всех норм
социалистической законности. Но эта двухмесячная затяжка станет для
обвиняемых фатальной. Не дождавшись рассмотрения в суде, дело о «черной
свадьбе», согласно приказу № 00447, попадет на рассмотрение тройки при
УНКВД Свердловской области.
9 августа тройка приговорила всех пятерых к высшей мере наказания —
расстрелу.
19 августа приговор был приведен в исполнение.
Капитан Костин был арестован в том же 1937 г. за участие в заговоре правых.
Михаил Александрович Тюрин был осужден в 1939 г. на 6 лет ИТЛ за
фальсификацию следственных дел.
Тамара Механошина вместе с сыном жила и здравствовала все в том же
Александровске еще в начале 60-х гг. О своем кратковременном замужестве
вспоминала спокойно. Когда ей дали прочитать показания тридцатилетней
давности, Тамара Ивановна сказала, что в целом их подтверждает. Вот
только насчет контрреволюционной организации она ничего не говорила. Это
следователь не с ее слов записал, а со своих^2 .
Дело о бродячем попе
Один солдат на свете жил, Красивый и отважный. Но он игрушкой детской
был, Ведь был солдат бумажный...
Б. Окуджава
Всякое архивно-следственное дело напоминает детективный роман. Хотя бы
тем, что на последних страницах все загадки непременно разрешаются, и
сгорающий от любопытства читатель узнает, наконец, кто преступник. Ведь
именно туда в свое время подшивались полупрозрачные, тоненькие кальки
дел о реабилитации и другие, столь же интересные документы. Например,
выписки из протоколов допросов сотрудников НКВД, производившихся в 1939
г. и позже. Дело № 16248 — не исключение. Если листать его с конца,
можно сразу же познакомиться с тем, как импровизированно, в порыве
вдохновения начальником УНКВД Свердловской области Д. М. Дмитриевым был
придуман Уральский повстанческий штаб, чем занималась в Коми-Пермяцком
округе оперативная группа Н. Я. Боярского, как именно сотрудники ОКРО
НКВД Беланов, Кулипанов, Игошев и Порфирь-ев добивались признательных
показаний и т. п.
Но нас (как было сказано ранее) интересует другой вопрос, прямого
ответа на который не найти даже там. По какому принципу в вилку между
стратегической задачей (проведение образцово-показательного процесса
над «правыми») и тактическими средствами ее реализации («конвейер»,
сговор, шантаж, произвольное номинирование) попадал конкретный — «вот
этот» — человек? И для того, чтобы обнаружить этот принцип индивидуации,
мы попытаемся воссоздать процесс конструирования дела, в котором обычные
сельские жители — мужчины и женщины были «сбиты» в существовавшие лишь
на бумаге повстанческие роты и звенья, а также выяснить, какую роль в
этом «марше бумажных солдатиков» отводили духовенству.
А начнем нашу историю с того, как солнечным утром 14 июля 1937 г. на
проселочной дороге в 12 километрах от села Демино путешествующий по
казенной надобности член ВКП(б) счетовод Василий Семенович Фирсов
повстречал едущего в телеге председателя Выринского колхоза Харина.
Помимо Харина в телеге сидел изрядно пьяный (несмотря на раннее время)
священник. Дальнейшее нам известно из удивительно безграмотно и
бессвязно написанного доноса,
направленного Фирсовым в органы НКВД[12] <12>. На вопрос «Куда
поехали?» взялся отвечать поп и заявил, что ездил в Кировский край,
«отпевал всех коммунистов». В том ли дело, что (по свидетельству
самого Фирсова) вопрос был задан наполовину по-русски, наполовину на
коми, либо во всем виноваты винные пары, но поп вместо ответа на вопрос
«куда?» стал отвечать на вопрос «откуда?», и лучше бы он вообще
промолчал. Коммунист Фирсов взъярился и затеял перепалку. Слово за
слово, и «он на меня с большого матюка и говорит: Сталин-то что говорит
и 135 статья Конституции? Я говорю, что вам дано свободно что-ли творить
контрреволюцию и искажать конституцию, все равно мы вам не позволим и не
выберут тебя в Советы. Он говорит: Нет, вас коммунистов не выберут, а
меня выберут»[13] <13> [сохранена орфография и пунктуация
оригинала. — А. К.].
Вот этот-то выпивоха и матерщинник и есть наш герой — бродячий поп
(иногда подобных типов называли «поп-передвижка») Тудвасев Владимир
Григорьевич. О нем нам известно, что с 1919 г. Тудвасев работал
священником церкви в селе Бормотово вплоть до ее закрытия в 1928 г. (так
указано в характеристике, данной на него Верховским сельсоветом уже
после ареста[14] <14>), по другим свидетельствам — в 1930 г.
Оставшись без места, поп перебрался в Кузьвинс-кий сельсовет, но там не
задержался и в 1933 г. вернулся в деревню Русаково, где и прожил до
ареста. Но «прожил» в данном случае не вполне подходящее слово, т. к.
Тудвасев на месте не сидел. В поисках заработка он неустанно ходил по
всему Коми-Пермяцкому округу, добираясь иногда даже до Кировской
области. Основным его занятием было отправление треб на дому, но
священник не брезговал и физическим трудом: «занимался сапожным делом —
шил обувь по просьбам местных жителей, а также изготовлял железные трубы
из материала заказчика»[15] <15>. Иногда даже подрабатывал в
колхозе, и, по отзывам односельчан, «мы, колхозники, жили лучше него».
Для того чтобы оценить это «лучше», заметим, что колхозники в
Коми-Пермяцком округе в 30-е гг. никогда досыта не едали, а в
неурожайном 1936 году там случился настоящий голод.
О личных качествах «бродячего попа» можно судить только косвенно и с
чужих слов. «Более в близких отношениях Тудвасев находился с местным
жителем Русаковым П. Г. (погиб на фронте), вместе
с которым обычно занимался распитием спиртных напитков, особенно
самогона. Со слов Русакова мне известно, что Тудвасев был плохим попом
в том смысле, что он ругал по-матерному попов, проклинал веру, что чаще
всего разговоры вел не о вере, а о том, как бы побольше подзаработать
денег»^1 . Был грех, любил батюшка выпить, а во хмелю становился
сварлив. Доставалось всем, но особенно часто Тудвасев недобрым словом
поминал колхозы. По его мнению, они непременно должны будут развалиться.
Им была даже разработана доморощенная историософская схема: «В
доказательство своей контрреволюционной агитации привел пример о том,
что была коммуна, из коммуны превратился колхоз, а из колхоза
превратятся единоличники»^2 .
Это, в свою очередь, не ускользнуло от внимания органов НКВД
Коми-Пермяцкого округа, и в 1936 г. Тудвасева арестовали по подозрению
в ведении антисоветской агитации (ст. 58-10 УК РСФСР). И хотя в тот раз
его освободили «за недоказанностью», в ходе подготовки кулацкой
операции прошлогодний арест автоматически превращался в «черную метку».
Но в Кировской области бродячий поп тоже примелькался. Возвращаясь
домой в июле 1937 г., Тудвасев еще не знал, что по еще не остывшим
следам его недавнего пребывания в Зюздинском районе идут
оперуполномоченные НКВД. Местному райотделу тоже требовалось произвести
аресты сообразно отпущенным лимитам.
В результате получилось вот что: нашего героя включили и утвердили в
списки «по изъятию АСЭ и К-Р элемента» сразу два подразделения НКВД:
сначала Зюздинский РО НКВД Кировской области, затем Коми-Пермяцкий ОКРО
НКВД. 30 июля на имя начальника Коми-Пермяцкого ОКРО НКВД лейтенанта
госбезопасности Бе-ланова поступил срочный запрос из села Афанасьево от
младшего лейтенанта госбезопасности Шабалова на попа Тудвасева, который
«...неоднократно в данном 1937 г. приходил в наш р-н, проводил
нелегальным образом религиозные обряды, имея связь с церковниками
нашего района, одновременно проводил активную контрреволюционную
деятельность. Тудвасев намечен нами к аресту и привлечению к уголовной
ответственности»^3 . Беланов прямо поперек бланка запроса наложил
резолюцию: выяснить, что у нас есть на этого попа. Ничего не оказалось.
В деле нет ни агентурных сведений, ни свидетельских показаний о
Тудвасеве, происходящих из Коми-Пермяцкого округа, которые
предшествовали бы его аресту.
В такой ситуации, возможно, следовало бы уступить священника кировским
коллегам — у них-то на него материал имелся, и они со всей
определенностью определили его во вторую категорию^1 . Получил бы
Тудвасев 10 лет ИТЛ, да и дело с концом. Как выяснится впоследствии, для
него это было бы лучшим исходом. Но Беланов, по-видимому, решил, что
«такая корова нужна самому», и тоже включил его в операцию. Арестуем, а
там посмотрим. Фигура мобильного, вирулентного священника-агитатора
сулила некоторые (пускай еще не вполне ясные) перспективы, поскольку
установка Дмитриева на раскрытие контрреволюционной повстанческой
организации в Свердловской области была доведена до каждого руководителя
подразделения НКВД.
Тудвасева арестовали 6 августа на территории Коми-Пермяцкого автономного
округа и неделю вообще не допрашивали. За это время 10 и 11 августа
помощник оперуполномоченного ОКРО НКВД сержант госбезопасности Порфирьев
успел допросить двух свидетелей, подтвердивших факты контрреволюционной
пропаганды, и запросить из Кировской области собранный там материал. 12
августа очередь дошла и до арестованного священника. В своих показаниях
бродячий поп не отрицал факта антисоветской агитации на Визяй-ской
тракторной базе («Был я тогда в нетрезвом виде»^2 ), на дороге из
Кировской области — тоже (но что там было — не помнит по той же
причине). В ведении пораженческой и антиколхозной пропаганды Тудвасев не
признался^3 , он ясно указал, что связи ни с кем не имел. После этого
никаких следственных действий до 11 сентября в отношении него не
проводилось.
Тем временем поступили материалы из Кировской области. Из них следовало,
что хотя Тудвасева вряд ли примут в бойскауты, ничего серьезного ему
вменить в вину нельзя. Крестил детей по домам колхозников^4 , вел
религиозную пропаганду, стращал 12-летнюю девочку-пионерку Чераневу
Настю: «Кто в бога не верует, у того черти волосы выдерут, так у тебя
выдерут черти волосы»^5 . Выходило так, что все это по-прежнему тянуло
на не более чем вторую категорию. А между тем, стоит помнить, что к
этому времени уже были арестованы сотни «кулаков», из которых вполне
возможно было соорудить широко раз-
^1 ГОПАПО. Ф. 641/1.
Оп.
1
Д.
16248. Л. 3.
^2 ГОПАПО. Ф. 641/1.
Оп.
1
д.
16248. Л. 141.
^3 ГОПАПО. Ф. 641/1.
Оп.
1
д.
16248. Л. 141 об.
^4 ГОПАПО. Ф. 641/1.
Оп.
1
д.
16248. Л. 10.
^5 ГОПАПО. Ф. 641/1.
Оп.
1
д.
16248. Л. 11.
ветвленную сеть повстанческих организаций. И тут-то снующий взад-вперед
бродячий поп мог бы сыграть исключительно важную роль организатора,
вербовщика, координатора. Но это было бы еще только полдела: его самого
нужно связать с вышестоящими уровнями повстанческой иерархии. А эта
связь все не просматривалась...
Ничего не добившись от Тудвасева в этом пункте, оперативники ОКРО НКВД
начинают движение в обход, и мы вынуждены двигаться вместе с ними,
оставив на время нашего героя.
6 августа Коми-Пермяцким окружным отделом НКВД были арестованы
священник церкви села Пешнигорт Кудымкарского района Шелепин Николай
Дмитриевич и бывший священник, а ныне ссыльный, работающий сторожем
стройконторы в деревне Заболотная Пономарев Константин Дмитриевич, а 8
августа — Рукавишников Эммануил Сергеевич, священник Верх-Иньвенской
церкви. Все трое отбывали в округе ссылку: Шелепин и Рукавишников — в
прошлом, Пономарев — на момент ареста. Двое из них (Рукавишников и
Пономарев) были осуждены по ст. 58-10 УК РСФСР, и уже поэтому их арест
с началом кулацкой операции был предрешен. А вот на что они могли
сгодиться, будучи уже арестованными, зависело только от умения
оперативников. И Рукавишников, и Пономарев до ссылки служили в церквах,
расположенных неподалеку от областного центра, могли контактировать (а
может, и в самом деле встречались) с руководством епархии, и,
следовательно, могли быть включены в структуру контрреволюционной
повстанческой организации. Однако каждый из священников имел
особенности, делающие их не вполне подходящими кандидатурами на роль
центрального связующего звена между Уральским повстанческим штабом и
местными первичными ячейками.
Вот, например, Рукавишников был обновленцем, а в Коми-Пермяцком округе
преобладали священники староцерковной, тихоновской ориентации. В
принципе, такие тонкости сотрудников НКВД нимало не смущали, и мы
увидим, как они их обойдут. Хуже было другое: Эммануил Сергеевич
оказался малообщительным человеком и (в том числе и в силу указанного
выше обстоятельства) не обзавелся знакомствами в среде местных
церковников. В своих подлинных, т. е. действительно написанных от руки,
показаниях от 15 августа он утверждал: «...в пределах Коми-Пермяцкого
округа из служителей культа мне знакомых не было, хотя я знал
священников пешнигорт-ской церкви и самковской церкви, Немчинова и
второго, фамилию не знаю, где между нами связи не было». И добавил, что
уже давно утратил связь с руководством епархии, не получая оттуда ни пись-
менных, ни устных указаний^1 . Фигура Пономарева и вовсе выглядит
маргинальной. После высылки в Коми-Пермяцкий округ он даже не служил в
церкви, имел ограниченный круг знакомых, связей со Свердловском не
поддерживал.
Иное дело — Шелепин. Прежде всего он был благочинным, и сам не отрицал
контактов с епископом Пермским Глебом Покровским и епископом
Свердловским Петром Савельевым. Он лично знал всех священников своего
благочиния («тихоновцев» и не только) и неоднократно встречался с ними.
В своих показаниях от 17 августа, аутентичность которых не вызывает
сомнений, Шелепин в числе знакомых служителей культа в Коми-Пермяцком
АО назвал Тудвасева, Рукавишникова, Тиунова, Немчинова, Лобовикова,
Пономарева, Швецова, Грамолина, Нечаева. Кроме того, примечательно, что
Шелепин родился и вырос в Белоруссии, под Полоцком, а значит, вполне мог
иметь связи в Польше.
Но и это еще не все. Николай Дмитриевич оказался человеком с секретом.
Листая страницы дела, касающиеся его прошлого, мы с удивлением
обнаруживаем, что в тех местах, где так или иначе упоминается причина
высылки Шелепина из Белоруссии на Урал, возникает какая-то невнятица.
Даже статья УК, по которой он был осужден, всякий раз называется другая.
В обвинительном заключении названа ст. 74 УК БССР, но и это неправда.
Правду мы нашли в «Справке по архивно-уголовному делу № 20496» от 13
января 1966 г., где сообщалось, что Шелепин «привлечен по делу в
качестве обвиняемого по ст. 211 УК БССР за то, что, будучи спецосведомом
органов ГПУ, расшифровал методы работы ГПУ»^2 . Был осужден на три
года, которые отбывал сначала в Вишерских лагерях, затем на Майкорском
заводе.
Все это делало его идеальным кандидатом на роль организатора
контрреволюционного подполья в Коми-Пермяцком округе по линии
церковников. Но на допросах этот сексот на покое повел себя странно.
Протокол первого допроса в деле вообще отсутствует, вместо него подшиты
собственноручные показания Шелепина. Вот фрагмент из них:
«У епископа Савельева Петра был в августе прошлого года, и визит
продолжался не более часа. Он снабдил меня миром и получил 15 рублей,
назначил священника Бахматова Федора к Захаровской церкви Кудымкарского
района, в то время еще не закрытой и написал об этом нужную бумагу. Все
это заняло 30-40 минут времени;
затем он спросил меня, привез ли я обычные полугодичные взносы на
содержание иерархии, и на мое заявление, что вносить 100 рублей в год от
церкви обременительно, он сказал, что это ничуть не много и что деньги,
которые к нему поступают, расходуются не только на содержание его и
высшей иерархии, но на поддержку безработного бедствующего духовенства и
вообще контрреволюционные цели, для чего, говорил он, имеется целая
организация церковников; ни фашистской, ни повстанческой он эту
организацию не назвал и предложил мне как члену духовной корпорации
примкнуть к этому делу, к этой организации, и когда я выразил согласие,
то поручил вербовать среди верующих благонадежных жертвователей на это
дело» [выделено нами. — А. К.][16] <16>.
Из показаний Шелепина видно, что ему действительно было предложено
участвовать в организации своеобразной «черной кассы» духовенства и
привлекать к этому делу других. Как говорится, будут деньги — высылайте.
Вскоре арестованный священник поймет, что эту организацию следует
именовать «контрреволюционной повстанческой организацией», и примет это
правило номинирования. Но больше он ничего к своим показаниям не
прибавит. В августе с ним будет работать сам Боярский, после его отъезда
за Шелепина примется Игошев — и потерпит полное фиаско[17] <17>.
Стойкость Шелепина, однако, ничего не изменила в общей диспозиции
следствия. 29 августа в деле «бродячего попа» намечается прорыв:
начальнику ОКРО НКВД Беланову и легендарному оперативнику Кулипанову (у
которого сознавались все и во всем) удалось сломить Пономарева и
заставить его подписать сочиненную ими «сказку». Согласно обычной
практике, машинописная копия этого протокола была вложена в следственное
дело № 13836[18] <18>.
Пономарев «показывал», что был привлечен в контрреволюционную
фашистскую повстанческую организацию в октябре 1934 г. управляющим
делами Свердловской епархии обновленческой ориентации Уфимцевым Иваном
Николаевичем у него на квартире в Свердловске при канцелярии епархии.
Уфимцев сообщил Пономареву, что он является членом «Союза защиты церкви
и России», объединяющего всех честно верующих, независимо от религиозных
течений, и назвал имена 22 членов орга
низации. «После перечисления указанных лиц, Уфимцев уверил меня, что в
этой организации состоит все духовенство обновленческой ориентации,
входящее в Свердловскую епархию. Тут же он указал, что в Свердловске
существует так называемый "Объединенный церковно-политический центр"
[выделено нами. — А. К.]^1 . В состав этого центра, согласно
«показаниям» Пономарева, входили:
Сергей Корнеев — митрополит Свердловской области, обновленческой
ориентации.
Звездов Макарий (Матвей Дмитриевич) — архиепископ Свердловский и
Ирбитский, тихоновской ориентации.
Холмогорцев Петр — архиепископ Свердловской и Челябинской области,
григорьевской ориентации.
Он сам, Уфимцев Иван Николаевич.
Федорин Павел Федорович.
Львов Евгений Иванович.
Целью организации являлось вооруженное выступление в тылу в момент
нападения на СССР Японии и Германии. В Свердловске был сформирован
повстанческий штаб, а область была разделена на повстанческие районы:
Свердловский, Суксунский, Кунгурский, Пермский, Кудымкарский и
Соликамский. Далее названы руководители повстанческих районов по линии
церковников: Зубарев Василий Александрович — епископ Александровского
завода, руководитель Соликамской и Кизеловской контрреволюционной
организации; Платонов Сергей Николаевич — епископ г. Перми,
руководитель пермской повстанческой организации; Савельев Петр
Алексеевич — епископ, руководитель повстанческой организации церковников
в Кунгурском районе; Холмогорцев Петр — руководитель контрреволюционной
организации церковников Свердловского района, председатель областного
повстанческого штаба; Овчинников Иван — верх-иньвенский священник,
руководитель организации по Кудымкарскому району (в 1935 г. выехавший
куда-то в Сибирь).
Уфимцев якобы заявил Пономареву: «Наша повстанческая организация
построена по принципу военных организаций — звено, взвод и рота, при чем
при каждом подразделении стоит командир»^2 .
Пономарев «получил задание» вербовать в организацию новых членов, но не
смог этого сделать, т. к. был арестован и выслан в Коми-Пермяцкий
округ. Там он летом 1936 г. «случайно» познакомился с Шелепиным, и во
время второй встречи с ним, 12 июля (видимо,
почувствовав необыкновенное доверие друг к другу), они выяснили, что оба
являются участниками контрреволюционной фашистской повстанческой
организации. Шелепина туда, оказывается, вовлек епископ Глеб Покровский.
В следующее воскресенье Шелепин сообщил, что в Кудымкарском районе им
создано несколько организаций во главе со священниками, и назвал их имена:
1. Рукавишников Эммануил Семенович — священник села Верх-Иньва.
2. Тиунов Александр Николаевич — священник села Отево, бывший
черносотенец.
3. Швецов Даниил Николаевич — священник с. Юрлы.
4. Лобовиков Григорий — священник с. Кувы.
5. Немчинов Николай Николаевич — священник с. Самково.
Сравнение этого списка с перечнем знакомых Шелепина показывает почти
полное совпадение, но Нечаев, Грамолин и «бродячий поп» Тудвасев в нем
почему-то отсутствуют. После этого сообщения Шелепин с гордостью
«отчитывается» перед Пономаревым о проделанной работе: первичные
повстанческие отряды созданы: в селе Пешнигорт — до 30 человек, в
деревне Внуково — до 25 человек, в деревне Бараново — до 20 человек и в
деревне Юково — до 15 человек. Пешнигортским взводом командовать
назначен церковный староста Климов Алексей Николаевич[19] <19>.
Итого — 90 повстанцев. Рота, однако.
А неутомимый благочинный все продолжал делиться сокровенным: на
территории округа действует мощная и широко разветвленная повстанческая
организация, в которую входят местные националисты, представители
правых и эсеры, а возглавляет организацию некий Кривощеков Яков
Алексеевич, орденоносец.
Напоследок Пономарев показал, что осенью 1936 г. Шелепин сам сообщил ему
о том, что является резидентом польской разведки, и предложил заняться
сбором шпионской информации.
«Сказка», состряпанная Белановым и Кулипановым, является в прямом смысле
слова убийственным документом. Между ее строк читается приговор всему
руководству Свердловской епархии, всем священникам Коми-Пермяцкого
округа и тысячам рядовых «повстанцев», сотням «взводных», десяткам
«ротных». А чего стоят, например, слова протоиерея Уфимцева о том, что
все священники-обновленцы являются участниками контрреволюционной
повстанческой организации? На основании только этого можно арестовывать
каждого из
них. По первой фигуре простого категорического силлогизма, модус АЛА:
«Все обновленцы суть повстанцы. Имярек — обновленец. Ergo, он — повстанец».
Можно проследить, как впоследствии эта «сказка» превратится в
универсальную матрицу фабрикации признаний священников. Рукавишников
«расколется» 4 сентября, и копия его «показаний» опять будет вложена в
дело[20] <20>. Оказывается, он тоже завербован Уфимцевым еще в
1932 г. Перед ссылкой в Коми-Пермяцкий округ в 1933 г. Рукавишников
успел повидаться с ним, и Уфимцев, прощаясь, сообщил, что руководителем
контрреволюционной организации в Кудымкарском районе является
завербованный им священник Верх-Иньвенской церкви Овчинников. Список
священников — участников организации немного расширен. В «показаниях»
Рукавишникова не забыли упомянуть и Тудвасева[21] <21>. Все
остальное в точности так, как в показаниях Пономарева.
Уфимцев, Уфимцев, снова Уфимцев. Кто же этот коварный паук, вовлекающий
в свои сети все новых и новых жертв? И с какой же сокрушительной силой
карающий меч органов НКВД должен обрушиться на его голову? Тут нас
ожидает сюрприз. Из обзорной справки по архивно-следственному делу №
8214 мы узнаем, что «Уфимцев И. Н. был арестован 7 апреля 1935 г.
Ирбитским отделением ПП ОГПУ по Уралу и обвинялся в разглашении
секретных сведений, известных ему в силу его положения как секретного
сотрудника ОГПУ. Постановлением Особого Совещания при НКВД от 22/VII-35
он был осужден к 3 годам ИТЛ»[22] <22>. Жаль, что Беланов не
сочинил сцену вербовки Шелепина Уфимцевым, было бы забавно: действующий
спецосведом вербует бывшего спецосведома.
Обратим внимание на то, что показания Рукавишникова набрасывают петлю
на Тудвасева. Но, оказывается, для надежности к делу приобщен рассказ о
его повторной вербовке, сочиненный лично начальником IV отдела УНКВД по
Свердловской области капитаном госбезопасности Боярским 31 августа[23]
<23>. «Сказка» — заслушаешься, с колоритными подробностями.
Оказывается, бродячего попа завербовал бывший белый каратель Боромотов,
собственноручно расстрелявший из пулемета 53 бойца РККА из своего
взвода, которых ранее,
в 1919 г., склонил перейти на сторону Колчака: «Тудвасев, не колеблясь,
дал свое согласие бороться с ненавистной ему властью и заявил мне, что
если он сам не раздобудет оружие, чтобы я его обязательно снабдил
им»[24] <24>.
Наша история близится к финалу. 11 сентября Беланов и Ку-липанов вынудят
Тудвасева подписать отпечатанный на машинке протокол допроса,
составленный по стандартной схеме. Вербовка Овчинниковым — создание
повстанческих ячеек — контакт с Ше-лепиным — предложение шпионить.
Мобильность «бродячего попа» была использована на все 100 %: ему
приписали создание организаций в Зюздинском районе Кировской области (7
человек), в Кудым-карском районе (6 человек), в Верх-Иньвенском и
Деминском сельсоветах (35 человек, а затем еще 11 человек). Итого — 59
повстанцев. Полурота. Из не встречавшегося ранее в показаниях —
утверждение (со слов Овчинникова) о существовании всесоюзного
Объединенного Церковно-Политического центра в Москве. От обновленцев в
него якобы входит протоиерарх Виталий Введенский.
С 8 по 13 сентября по делу № 16248 будет произведено еще 5 арестов.
Возьмут всех, кто был упомянут Шелепиным в числе знакомых: Лобовикова,
Швецова, Тиунова, Грамолина, Нечаева. Все, кроме Швецова и Нечаева,
согласятся подписать заранее отпечатанные протоколы, изобличающие
Шелепина и Тудвасева. Содержание показаний выстроено по схеме,
восходящей к показаниям Пономарева, но с незначительными вариациями.
Так, получает развитие тема «московского центра». От тихоновцев туда
якобы входит митрополит Московский и Коломенский Сергий Старгородский,
он же является и конечным адресатом шпионской информации, передавая ее
неназванному сотруднику польского консульства.
24 сентября Кулипанов предпринял последнюю попытку добиться признания у
Шелепина. Ему были предъявлены выписки из протоколов допроса
Пономарева, Грамолина, Тиунова и даже епископа Петра Савельева, но
Шелепин все отрицал. Никакого значения это уже не имело, т. к. он
«полностью изобличался» чужими показаниями. Очные ставки не
проводились. Никаких следов участия представителей прокуратуры в деле не
имеется.
Спустя четыре дня Кулипанов составит обвинительное заключение, 13
октября следственное дело № 13836 будет рассмотрено на заседании тройки
при УНКВД Свердловской области. Решением тройки бродячий поп Тудвасев
В. Г. и благочинный Шелепин Н. Д. приго
ворены к расстрелу, 4 ноября приговор был приведен в исполнение.
Остальные получили по 10 лет ИТЛ.
Подведем итог. Дело о бродячем попе является типичным продуктом
конструкторских усилий сотрудников НКВД. Оно наглядно демонстрирует, что
в Свердловской области священники подвергались преследованиям
(используя выражение Шелепина) «как члены духовной корпорации».
Духовенство оказалось идеальным объектом репрессий. Вертикальные и
горизонтальные корпоративные связи квазиноменклатурной структуры церкви
использовались как каркас, на который наращивались повстанческие ячейки
из арестованных крестьян-прихожан. Фигуры «попа-передвижки» и
благочинного оптимально дополняли друг друга: один сновал челноком в
горизонтальной плоскости, другой — в вертикальной, сплетая тонкие нити
личных отношений в плотную ткань контрреволюционного заговора. В
соответствии с амбициозным замыслом Дмитриева все антисоветские
элементы объединялись в грандиозную амальгаму из правых, церковников,
националистов, троцкистов, руководимую Уральским повстанческим штабом.
При любой возможности сочиняли присутствие иностранной разведывательной
агентуры. Предусмотрительно оставляли следы, ведущие от региональной
организации в Москву.
В результате репрессиям мог подвергнуться любой «церковник» — что и
было сделано. В своих показаниях Шелепин утверждал, что к 1937 г. в
Коми-Пермяцком округе действовало 7 церквей. Элементарный подсчет
арестованных в августе и сентябре показывает, что 100 % духовенства в
Коми-Пермяцком округе было репрессировано. В других регионах картина
едва ли была иной.
Казанков А.
«КУЛАЦКАЯ ОПЕРАЦИЯ» 1937-1938 В ИСТОРИИ СЕЛА КОЯНОВО
Татарское село Кояново расположено в 25 км от города Перми на Сибирском
тракте (Пермь — Екатеринбург). В пореформенной России хозяйственная
жизнь села находилась на подъеме: «Недостатка в земле не чувствуется.
Хлебопашество жители считают для себя занятием прибыльным. Запашка земли
в течение последних десяти лет увеличивается. В денежных средствах для
улучшения хозяйства недостатка не чувствуется. Быт населения
улучшается... Недостатка в кормовых средствах для скота не
ощущается»[25] <25>.
В среднем на один двор жителя села Кояново в 1875 г. приходилось 4
лошади, 4 коровы, 5 овец[26] <26>. Среднее хозяйство выращивало
до 10 пудов ржи, 20 пудов овса, 5 пудов ячменя и 15 пудов пшеницы, т. е.
в среднем на двор приходилось по 400 кг зерна ржи и пшеницы и по 400 кг
зерна овса и ячменя.
В годы гражданской войны наиболее зажиточные и богатые жители Кояново
покинули страну. Это были крупные и средние «торговцы», всего 7
семей[27] <27>.
Мировая и гражданская войны, «изъятия излишков» времени «военного
коммунизма» нанесли хозяйству села значительный урон. Всероссийская
перепись населения 1920 г. зафиксировала в Кояно-ве 2219 жителей и 499
хозяйств. В среднем на одно хозяйство приходилось 0,7 лошади, 0,9
коровы, 0,1 овцы и барана[28] <28>. Жители села были обложены
продразверсткой — «хлебная разверстка — 5 пудов 10 фунтов с посевной
десятины ржи», а также — 1030 пудов сена
и 1390 пудов яровой соломы[29] <29>. Средняя урожайность хлеба по
Пермскому уезду в 1921 г. составила 30,6 пуда с десятины[30]
<30>. Таким образом, хлебная разверстка в 1920 г. составляла
примерно 16,6 % урожая.
Продовольственная политика советской власти, основанная на
принудительном изъятии продуктов у крестьян, вела к сокращению посевов.
Так, проведенный в 1921 г. анализ посевной площади Пермского уезда
выявил сокращение посевов почти на 30 % по сравнению с 1916 г. В среднем
сбор хлеба на 1 едока в уезде составил 3,6 пуда, тогда как минимальная
«голодная» норма была в то время 9 пудов хлеба на 1 едока в год[31]
<31>.
В 1928-1929 гг. в селе начали организовываться ТОЗы (товарищества по
совместной обработке земли). В 1929-1930 гг. ТОЗы объединились в колхоз
«Передовик», имевший 500 гектаров пашни. В 1931 г. председателем колхоза
был избран Галимзян Максудов[32] <32>.
В 1937 г. село Кояново административно входило в Пермский район и
подчинялось Пермскому горсовету. В архивном фонде горсовета сохранились
постановления, касающиеся колхозов и сельсоветов. Весной и летом 1937
г. горсовет отстранил от работы или рекомендовал привлечь к суду
десятки руководящих работников сельсоветов, колхозов, МТФ
(молочно-товарная ферма) за «развал работы и бездеятельность».
Постановлением № 36 от 22 июля 1937 г. рекомендовалось привлечь к
судебной ответственности правление колхоза «Передовик» Кояновского
сельсовета[33] <33>. После отказа председателя Кояновского
сельсовета Беляева послать на лесозаготовки требуемое горсоветом число
людей[34] <34> 26 мая 1937 г. специнструктор Пермского ГОРФО
проверил состояние доходной и расходной части бюджета Кояновского
сельсовета. В постановлении было отмечено «слабое поступление госналога,
сельхозналога, культсбора», было вынесено
предписание — передать дело на председателя сельсовета Беляева Шарифа,
заместителя председателя Мурасова, счетовода Сазонова и члена президиума
сельсовета Беляева Хузю горпрокурору для привлечения виновных к
уголовной ответственности по ст. 109 и 111 УК (превышение власти и
халатное отношение к службе)[35] <35>.
6 августа в селе начались аресты. Всего с 06.08.1937 по 13.04.1938 гг.
было арестовано 19 жителей села и тракторист Ко-яновской МТС — из
соседнего села. Дальнейшей нашей задачей будет выяснить причины их
ареста, соответствие арестованных группам приказа № 00447, наиболее
значимые периоды в ходе репрессий, социальный состав репрессированных,
особенности проведения массовой операции в селе Кояново.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.